В МБОУ ЦО № 16 г. Тулы с 2010 года существует школьный музей «Ступени».
Создание в школе музея – одно из направлений туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, один из вариантов реализации задач в деле воспитания, стоящих перед образовательным учреждением.
Дети – будущее нашей страны. Если мы хотим жить в обществе достойных граждан, патриотов Отечества, людей, бесконечно преданных своей малой Родине, гордящихся историей и настоящим родного края, мы должны с раннего возраста формировать в них бережное отношение к историческому прошлому и настоящему своего города, области, воспитывать любовь и безграничное уважение к народу, частью которого они являются. Без этого наше государство не сможет уверенно двигаться вперед ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании.
Краеведческая, научно-просветительская, экскурсионная, поисковая деятельность школьного музея «Ступени» заключается в открытии ранее неизвестных страниц исторического прошлого нашего города, в возможности отдать дань глубокого уважения и признательности всем жителям Тулы, которые доблестно сражались за наше Отечество, трудились на благо всей страны; в формировании интереса к славной литературной истории нашего края, истории уникальных народных промыслов, богатейшей промышленной деятельности. Эта работа позволяет ее участникам развивать свои поисково-исследовательские навыки, творческие способности; создает условия для раскрытия индивидуального творческого и образовательного потенциала школьника, так как краеведческая деятельность в тесной связи со многими науками предполагает простор для формирования комплекса знаний, развития интеллектуальной деятельности.
Функционирование музея «Ступени», основанное на слиянии школьной и внеклассной работ, позволяет сориентировать учащихся на общественно-полезную деятельность, становится альтернативным способом организации досуга (в сравнении с привычным для сегодняшней молодежи проведением свободного времени в интернет-пространстве), является одним из способов формирования школьных коллективов, помогает укрепить внутрисемейные отношения, преодолеть проблемы подросткового периода, закрепить связи в модели «ученик – учитель».
Использование ресурсов школьного музея «Ступени» расширяет и обогащает образовательное пространство учащихся и помогает организовывать их самостоятельную творческо-познавательную деятельность, формирует важнейшие образовательные и исследовательские навыки и культурологические понятия, способствует развитию коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.